Поиск

Друзья Морозца Паккайне

Сосновоборский Дед Мороз

Сосновоборский  Дед Мороз Добродеевич Январский 

Сосновоборский Дед Мороз В театре-музее "Доме русской сказки" главный Сосновоборский Дед Мороз открыл свою  резиденцию и круглый год принимает гостей в своем Тронном зале.
 В его мастерских готовятся особенные новогодние подарки для ребят и взрослых.
 В зимней лаборатории происходят самые настоящие чудеса.
 В его музее хранятся уникальные волшебные экспонаты со сказок всего мира.

Атаман Кудеяр

 Атаман Кудеяр  Атаман Кудеяр из Липецкой области. Самый грозный из разбойников .Вот уже без малого пять  столетий в селах, разбросанных по берегам Дона и Воронежа, рассказывают о легендарном    разбойнике Кудеяре и его несметных кладах, зарытых в землю или укрытых в пещерах.

 «Где-где Кудеяр не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к  Воронежу, и к Смоленску — везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все  с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки  полушубок и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони; правый глаз заснул  — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит; а как завидит сыщиков, вскочит на ноги,  бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами; сядет Кудеяр в  ту лодку — поминай как звали...

                                                                                                                                                        


Российский Дед Мороз

 Дед Мороз – главный добрый волшебник и ключевая фигура на празднике Нового года. Русский Дед Мороз отмечает день рождения 18 ноября. Дата была выбрана, потому что в это время в Великом Устюге зима становится полновластной хозяйкой. Известно, что возраст Деда Мороза достаточно почтенный — ему больше 2000 лет, а вот сколько точно никто не знает... Согласно легенде, русский Дед Мороз проживает у себя на вотчине в хоромах в сосновом бору в 15 км от Великого Устюга, где находится центральный офис его Новогодней канцелярии. В вотчине находится тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка.                                          У Деда Мороза борода до самого полу, белая и пушистая, как снег. Нос Деда Мороза – обычно красный. Дед Мороз носит очень теплую шапку красного цвета, расшитую серебром и жемчугом с меховой опушкой. Рубашка и брюки у него белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Шуба - длинная, красная, расшитая серебром. Пояс - белый с красным орнаментом. Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. С собой Дед Мороз всегда носит посох и мешок с подарками. Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряженных тройкой. Неизменная спутница Деда Мороза - внучка Снегурочка.

Снегурочка

СнегурочкаСнегурочка - внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница.

В русском фольклоре Снегурочка появляется в XIX веке, как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке, которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу«Снегурочка», а в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу.

До революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.

После революции Рождество было объявлено обычным рабочим днём. Вместе с ёлкой и Дедом Морозом исчезла и Снегурочка.

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях.

Родина Снегурочки – Кострома. У Снегурочки есть свой Терем, в котором круглый год она встречает гостей города.

В 2009 году в Костроме впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля.

В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из Великого Устюга, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.

В 2012 году на день рождения Снегурочки впервые приехал Паккайне.

Матушка Зима

 РМатушка Зимаезиденция Матушки Зимы расположилась в Яренске, Ленском районе, Архангельской области.

В летописи Спасо-Преображенского собора есть упоминание о том, что 21 декабря 1882 года в Яренске была сильная метель с северным ветром, "так что крыши многих домов сняло". Именно в такую ночь у Деда Мороза и Метелицы родилась дочка, и назвали ее Зимушка.

И так ей в Ленских краях понравилось, что решила она здесь поселиться в красивом старинном доме, где в своем зимнем погребке  хранит маринованные сосульки, консервированное северное сияние и соленые снежки в березовых кадушках. С тех пор и живет Матушка Зима в Яренске в ладу и согласии с местными жителями и гостями приезжими.

 

Кыш Бабай

 Кыш Бабай Кыш Бабай татарский Дед Мороз. Резиденция Кыш Бабая расположена в селе Яна Кырлай, что в 60 - ти километрах от Казани, в еловом лесу на самом берегу речки Ия.

Легенда о Кыш Бабае гласит, что древние тюрки отмечали начало обновления жизни в самую долгую ночь декабря. Считалось, что в эту ночь родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Зимой управлял Кыш тенгресе - Зимнее божество. В народе его называли Кыш Бабай.Зимний бог отвечал за веселое празднование Нового года, которое происходило в самую длинную ночь в году - Кара Тон 22 декабря. Этот день и является  Днем рождения Кыш Бабая. 
Костюмы у Кыш Бабая с национальными орнаментами и шапка в виде тюбетейки.  Путешествует Кыш Бабай с дочерью Кар Кызы.

Тол Бабай

Удмуртский Дед Мороз - Тол БабайУдмуртского Деда Мороза зовут Тол Бабай. Легенда о тол Бабае гласит,в древние времена, когда еще не было на свете людей, в окрестностях Каргурезь жили великаны - Алангасары. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький алангасар перед тем, как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений... Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей - белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол-Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол-Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками. Дальние родственники и верные помощники Тол-Бабая - лесные и водяные духи.

Сейчас у него есть свой дом, где он проживает со своей внучкой Лымы Ныл, которую соткала метелица из снежинок. К ним в гости можно приехать круглый год в деревню Титово, Шарканского района.


Чысхаан

Давным-давно могучий и бесстрашный Бык зимы, что насылал на землю лютые морозы, полюбил красавицу Чолбон Куо. Ушла земля из-под ног у них, взялись они за руки и умчались высоко-высоко в бескрайнее небо. Затихла земля от их прекрасной любви, замерла в ночи в тревожном ожидании великого чуда – зарождения новой жизни и наступления нового года. Искры горячей их страсти залетели в каждый дом, зажигая огни любви. Но недолго длилась их любовь, пригрело землю солнце, и отпал один рог Чысхаана, затем второй рог и, наконец, весь он растаял… Лишь студеный ветер, пролетая мимо Чолбон Куо, прошептал ей: «До встречи, любимая, будущей зимой!». Превратилась Чолбон Куо в яркую звезду, и с тех пор сияет на небе прекрасная утренняя Полярная звезда, как знак немеркнущей вечной любви, надежды и ожидания…

Именно так гласит якутская легенда.

По местным преданиям, Бык Зимы ежегодно осенью выходит из Северного Ледовитого океана и несет с собой холод. Весной в первый Афанасьев день у него ломается один рог, а ко второму Афанасьеву дню- второй. Затем сваливается голова, а с ледоходом его туша отправляется обратно в океан. Историки считают, что образ Быка Зимы в мифологии и фольклоре якутов возник под впечатлением мамонта, останки которого, видимо, на первых порах переселения якутов на Среднюю Лену находили повсеместно замерзшими во льдах, и это поразило древних якутов.

Современным воплощением якутского мифического образа Быка Зимы стал Чысхаан – якутский Дед Мороз. А поселился Чысхаан на полюсе холода в Оймяконе, куда каждый год приезжают в гости сказочные персонажи со всего мира, чтобы получить из его рук «холод» и развести по разным странам.

Девица Метелица

Девица МетелицаДевица Метелица помощница Деда Мороза.Поселилась новая сказочная героиня на юге Кировской области не случайно: место волшебное ей во сне привиделось, она долго мечтала там жить. Дед Мороз это местечко в Вятский Полянах отыскал, помощницу свою туда привез, и наказал Девице Метелице принимать гостей и быть хранительницей коллекции головных уборов в  музее «Дом шляп». 

Есть у Девицы Метелицы Сказочные владения в Музее головных уборов народов мира. В белоснежном интерьере стоит трон Девицы, в зале резвятся зайчики, а по стенам зала размещены головные уборы сказочных героев со всей Росси. 

  Любит Девица Метелица  в Снежной Лаборатории похимичить, гостей встречать и на волшебной флейте играть.

Сопровождает Девицу Метелицу в поездках  помощница Снежка.

Белорусский Дед Мороз

Белорусский Дед Мороз – родной брат русского Деда Мороза.

Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой.

Дед Мороз имеет свою официальную резиденцию.

25 декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща» белорусский Волшебник со Снегурочкой приветствовал в своей усадьбе первых гостей. С тех пор Дед Мороз круглый год сердечно встречает гостей в своих владениях. Общая площадь сказочного поместья составляет 15 гектаров. Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки, Сокровищница (белор.Скарбніца), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как заявляют в национальном парке, самая высокая в Европе сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет.Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. 

 

Сагаан Убгэн

Белый Старец – Сагаан Убгэн из Бурятии считается сказочным символом зимы и занимает одно из самых главных и почетных мест в пантеоне бурятского буддизма. Он почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, благосостояния, продолжения рода и плодородия.

Сагаан Убгэн – это повелитель диких зверей и домашних животных, духов земли и владыка гор. Мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит людям покой и равнове¬сие, удачу в делах и начинаниях тем, кто его почитает.

По легенде, Сагаан Убгэн добуддийское божество. С его появлением связано много мифов. В некоторых источниках говорится о том, что он родился уже стариком. Мать его, будучи беременной, наказали бурханы (высшие боги), которым она не дала напиться воды. За это они запечатали её чрево на сто лет.

Другая легенда гласит, что во время охоты на оленей два старца, Чёрный и Белый, попали в пещеру буддийского отшельника Миларепы. Этот тибетский отшельник и проповедник был противником охоты на живых существ. После общения с ним Сагаан Убгэн принял Учение.

Ещё одна легенда гласит, что Белый Старец случайно встретился с Буддой Шакьямуни во время прогулки. Белобородый старец был в белой одежде, а окружали его животные. Во время разговора Будда отметил мудрость и могущество старца, и велел ученикам своим почитать Сагаана Убгэна.

Его атрибуты – персиковое дерево, олень, посох и книга судеб (символы долголетия).

Эвенкийская матушка Зима Тугэни Энёкэн - подруга Белого Старца.

Хранительница домашнего очага, покровительница лесных птиц и зверей – таков образ Матушки Зимы, который сложился из старинных эвенкийских сказок. Живёт она в лесу в заснеженной избушке, где всегда найдёт себе еду и кров, и скиталец, и путник запоздалый.

Санта Клаус

Санта-Клаус - рождественский дед, североамериканский сказочный персонаж, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Имя Санта-Клауса представляет собою искажение голландской транскрипции имени св. Николая, день памяти которого отмечается 6 декабря.

Родиной Санта-Клауса считается Лапландия. Так же бытуют мнения, что родиной Санты-Клауса является Северный полюс.

Всемирный Казачий Дед Мороз

Впервые в истории казачества создан новый сказочный персонаж - Всемирный Казачий Дед Мороз - символ объединения, добросердечия и милосердия, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству - России. Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является Святитель Николай Чудотворец - благотворитель, а прототипом преподобный Илия Муромец - воин-патриот.

Целью Казачьего Деда Мороза является не только вручение новогодних и рождественских подарков, но в первую очередь воспитание духа патриотизма у подрастающего поколения, любви к Родине, приобщение к истокам духовности и национальным традициям, а также адресная помощь детям-инвалидам и сиротам.

Талви Укко

  Талви укко Талви Укко, по-карельски «Зимний Дед», долго странствовал по свету и однажды решил осесть в Карелии, недалеко от г. Петрозаводск в Пряжинском р-не, пос. Чална.
По легенде, новорожденный Талви Укко упал в карельский лес прямо с неба. Его спасли собаки: подобрали и принесли своим хозяевам. С тех пор собак он очень любит! Став взрослым, Талви Укко смастерил себе большие сани для езды на собаках – нарту. В эти сани он запряг своих спасителей и отправился путешествовать по тайге.
Карельский Дед Мороз носит роскошную красную шубу, расшитую звездами, и красные сапоги.Шапка у Карельского Талви Укко теплая, меховая.                                                   Вотчина у дедушки большая, яркая, с множеством сказочных элементов, чайным домиком. И, конечно же, Талви Укко владеет питомником ездовых собак. Здесь живут голубоглазые и кареглазые хаски, очаровательные маламуты. Дополняют эту компанию дружелюбный козлик, гордые гуси и прекрасные северные олени.

Ямал Ири

Ямал Ири — сказочный персонаж, возникший на основе мифотворчества коренных народов Севера о первопредке, культурном герое Терлее. Его образ является собирательным и воплощает лучшие черты коренных народов Севера. Синонимы — Ямальский Дед Мороз, Ямальский Дедушка Севера, Дедушка Ямала.

На вид является старцем. Одевается в национальную северную одежду — малицу и кисы, подпоясан специальным национальным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта.

Иногда подпоясывается широким кушаком. Длинные седые волосы собраны сзади в небольшую косичку, усы и бородка клинышком.

Ямал Ири имеет специальную волшебную лопатку-посох. Она изготовлена из дерева и украшена национальным орнаментом. Путешествует на оленьей упряжке — нартах. Умеет управлять снегоходом. День рождения Ямал Ири — 28 ноября.

Место жительства - город Салехард. Имеет свою резиденцию в пос. Горнокнязевск.

Баба Яга

"Баба Яга"Баба Яга, при всей своей внешней непривлекательности, давно уже старушка мирная, черной магии и колдовству она предпочитает пироги с чаем.
Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой.Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. Она хранительница своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

Волшебница живет в селе Кукобой Ярославской области. «Имение» бабули расположено в середине заповедного леса, на границе с «тридесятым царством». В ее распоряжении — новомодная, начиненная техникой избушка, которая по волшебству поворачивается к посетителям «передом», лесная резиденция ярославского медведя и многое другое.

Царь Берендей

ВЦарь Берендей славянской языческой мифологии Берендей – это колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем, а в русской литературе это мифический царь, как, например, в сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, где царь Берендей мудро правит берендеями, в «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину, отсюда у авторов проекта возникла идея создания в Переславле-Залесском резиденции сказочного доброго волшебника Берендея.

Живет Берендей в Переславле - Залеском  в сказочном тереме "Дом Берендея". Необычный терем построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. В "Доме Берендея" находится палата царя Берендея, в одной из комнат разместился Музей масок.
За домом расположена солнечная поляна, на которой царь Берендей со своими берендейками проводят веселые фольклорные праздники.

 

Кикимора Вятская

КикимораКикимора (Кикиморка, Шишимора) — дух в облике женщины, появляющийся в доме или на подворье. Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, она редко показывается людям. Оставаясь невидимой для всех, Кикимора дает знать о себе шумом, различными проделками.                                                                                     Город Вятка (современный Киров) со времени своего основания связан со сказочным персонажем Кикиморой. Легенда гласит, что в далёком 14 веке новгородские ушкуйники остановились на крутом брегу реки Вятка, решив основать здесь поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез, оказавшись перенесённым на другое место ниже по течению. И с тех пор повелось в народе поверье, что на этой горке любят озорничать кикиморы, а саму горку назвали Кикиморской.

Яранский Глинышек

ГЛИНЫШЕК И ПАККАЙНЕЯранский Глинышек - самый юный герой сказочного мира, мальчик славянской внешности, одетый в характерный для Древней Руси костюм с необычным головным убором — глиняным горшком. Персонаж объединяет в себе два образа — символ положительного персонажа, олицетворяющего собой все светлые силы и удачу, а также вид старинного гончарного ремесла.

Сам по себе сказочный персонаж является трудолюбивым смекалистым мальчишкой, перехитрившим даже злую Бабу Ягу.

Город Яранск не случайно стал родиной мальчика Глинышка. Этот район славится богатыми залежами глины. Глинышек является героем вятской сказки, сюжет которой напоминает события в сказке "Колобок". Бабка и дед решили слепить себе сына из глины. Так и появился Глинышек.

 

Балда из Пензы

БАЛДА ИЗ ПЕНЗЫБалда - новый символ Пензы. Это умный, смекалистый, сильный, работящий мужик, который из любой ситуации найдет выход .
Наиболее известен герой – Балда из сказки Пушкина, а позднее — Жуковского. Именно с творчеством последнего, ассоциируется данный образ. Речь идет о «Сказке о Купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». Это переизданный вариант сказки Александра Сергеевича. Василий Жуковский отредактировал произведение, где заменил Попа на Купца. В таком виде в царской России это произведение могло быть допущено к широким массам.
Новый герой был презентован в Пензе 13 марта 2016 года на фестивале "Обалденная Масленица", куда был приглашен Карельский Морозец Паккайне и вятский Яранский Глинышек, самый молодой сказочный герой России.
В свою очередь, купец Паккайне пригласил Балду , на свою родину, в город Олонец на "Гонки на Олонке", которые проходили 7 мая 2016года в рамках фестиваля "Олония - гусиная столица". Где два героя подписали сказочное соглашение о том, что будут дружить городами, приезжать друг к другу в гости и прославлять славные города - Олонец да Пензу!

Карельские ягодки Клюква и Морошка

Карельские ягодки Клюква и Морошка
Карельские ягодки Клюква и Морошка.
Все карельские ягоды ароматны, сочны и очень вкусны. Но только две из них, Клюква и Морошка, постоянно соперничают между собой, пытаясь решить – какая же из них самая полезная?! Этот спор они ведут между собой уже много лет. При этом постоянно ссорятся и обижаются друг на друга. И по сей день никому еще не удалось убедить этих говорливых кумушек помириться. А самим спорщицам и невдомек, что каждая из них очень нужна и людям, и всему лесному братству!

Карельская ведьма Виериста

cI eYNs4JlUНеведомо когда, неведомо откуда стала появляться на Олонецкой земле два раза в год старуха с длинными черными волосами, карелы назвали ее Виериста, что означает «вертеть» или «поворачивать».
Появляется Виериста зимой и летом в период солнцестояния. Поднимается Виериста из воды или проруби, величиной всего с льняное семечко, а уходит размером с копну сена, потому что за время пребывания на земле, она забирает все плохое от людей, очищает и обновляет их души.      Образ Виеристы очень интересный и не постоянный. Правое ухо у неё в виде большой раковины, из-за того, что она все время слушает, кто и о чём говорит. Может она и черной вороной обернуться, чтобы полететь, разнюхать, что да где происходит. Знает Виериста язык птиц и зверей, понимает, о чем деревья шелестят и ручьи журчат.     

Характер у Виеристы очень переменчив, может она целый день пакостничать, вредничать и всем мешать. А иной раз в ней доброта просыпается и сочувствие. 

Много раз она и Паккайне обижала, потом прощения просила. Да только Морозец привык к ее шалостям и зла на Виеристу не держит. А что бы она поменьше вредничала, стал Паккайне приглашать ее на свой День Рождения, где она конечно, так и норовит все «с ног на голову» перевернуть – такая уж у неё натура.